Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Трансформационный спад переходной экономики России

Кризис в России был частью мирового финансового кризиса. Отсутствие подготовительных мероприятий в виде коммерциализации и реструктуризации предприятий и шоковый характер проведения рыночных реформ поставили предприятия в чрезвычайно сложное положение. Устране­ние централизованного планирования с одномоментной ликвидацией сис­темы регулирования ресурсных, товарных и финансовых потоков, обвальная либерализация цен, сокращение бюджетного финансирования создали со­вершенно особые экономические условия хозяйствования.

Процесс индиви­дуального воспроизводства оказался в тисках таких факторов, как галопи­рующая инфляция, стремительный рост цен на производственные ресурсы, резкое сжатие спроса, чрезвычайное удорожание кредитных ресурсов. Это привело к нарушению процесса индивидуального воспроизводства на всех его стадиях, начиная с подготовки производства и кончая реализацией про­дукции.

Высокие темпы инфляции 1992 – 1993 гг. практически полностью обесценили оборотные фонды предприятий и ли­шили их собственных оборотных средств. Это проявилось в высоком уровне дебиторской задолженности, хроническом недостатке производственных за­пасов и нарастающем дефиците высоко ликвидных средств.

1.Основная причина роста инфляции заключается в несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества.

2. Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992г. означал усиление зависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране, предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга.

3. Неверное представлении о природе инфляции в России и соответственно неправильный выбор средств борьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег (монетаризм).

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы.

В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).

Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.

Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.

Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г. Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение прервать выплаты основной части долга и процентные платежи по советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным государством.

На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане. В условиях фактического банкротства государства в 1991 г. Российская Федерация была вынуждена обратиться к международным финансово-кредитным организациям (МВФ, Мировой банк и т. д.) за финансовой помощью для проведения реформ по переводу экономики на рыночные принципы хозяйствования. В 1996 г. после длительных переговоров, продолжавшихся фактически с 1992г., было подписано рамочное соглашение со странами-участницами Парижского клуба кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 40 млрд долл. Соглашение предусматривало предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого осуществляется только выплата процентов. Погашение же основной суммы долга началось в 2002 г. и завершится через 20 лет.

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).

В декабре 1992 г. новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player