Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Принципы обучения оригами

Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки.

Оригами нацеливает учителя на воспитание у школьников их общей духовной культуры. При такой постановке цели воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. “Есть искусство и есть творчество”,- говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых добавлений к впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема “внешнего” и “внутреннего” на уроках есть по сути реальное взаимоотношение оригами как искусства и Искусства проведения урока оригами.

Современный опыт ведения урока убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве “материала” самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К. Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций произведения как своих собственных.

Я считаю, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

Если идею произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

За цель кружковых занятий по теме “Складывание игрушки оригами” возьмем развитие самостоятельности учащихся и организуем процесс обучения учащихся элементам теории сравнений так, чтобы на каждом занятии была поставлена целевая установка на развитие самостоятельности, которая была бы принята, осознана учащимися и давала толчок к действию, побуждала к активности субъекта. Как правило, появившись, цель вызывает неудовлетворение реальностью без задуманного и желаемого продукта, в данном случае продукт нужен в его непосредственном достижении. Задача учителя – вызвать желание изменить себя, пробудить в учениках стремление к достижению поставленной цели.

Все кружковые занятия по теме “Складывание игрушки оригами” предлагается построить таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности. [Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001. – 48с.]

Каждое занятие кружка предлагается построить по общей схеме:

I. Организационный момент

Постановка и принятие учащимися целей урока;

Выбор средств по достижению цели, т. е. выбор темы занятия (учащимся предоставляется свобода выбора);

Выбор формы организации работы на уроке (совместная работа учителя и учащихся, автономная деятельность учащихся).

II. Непосредственный ход урока

III. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности на данном уроке, анализ реализованности или нереализованности поставленной цели.

Заметим также, что для того, чтобы данные занятия не рождали в учащихся уныние, ослабление внутренних сил пробуждали в них устремленность к деятельности, к дружбе и творчеству, учителю очень важно на таких занятиях придерживаться ряда правил гуманистического взаимодействия: специально подчеркивать перед всеми уважение к каждому из ребят, внимательно выслушивать размышления воспитанника, мнение ребенка не оспаривать, а вызывать его на осмысление сказанного, налаживать доверительные отношения детей между собой.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?”, “Куда пойти?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников. Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется эстетическое и физическое.

Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Покажем несколько моделей кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся на кружке оригами.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player