Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Понятие договора поставки, его роль и применение его в коммерческой деятельности

Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались «Положением о казенных подрядах и поставках», предусматривающим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (то есть с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов, нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд – это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей РФ и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. Потребности государства определяются исходя из

Необходимости реализации федеральных государственных программ;

Обеспечения необходимого уровня обороноспособности;

Формирования государственных материальных резервов;

Реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров, а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже. Но эти отношения в приоритетном перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд.

3. Основания поставки товаров для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а также разрабатываемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд, заключаемых между организациями-исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.

Определение понятия государственного контракта поставки товаров для государственных нужд немыслимо без установления правовой природы данного института.

Пожалуй, первым нормативным актом, где упоминалось понятие государственного контракта, стал ныне утративший силу Закон РФ от 28.05.92 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». Легальное же определение понятия «государственный контракт» впервые получило спустя шесть лет в Бюджетном Кодексе РФ. Пунктом 1 статьи 72 этого кодекса определено, что государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

В юридической литературе были проанализированы признаки понятия государственного контракта, содержащиеся в ГК РФ, и определение государственного контракта, приведенное в Бюджетном Кодексе, и сделан вывод об отсутствии их соответствия. Так, Л. В. Андреева отмечает, что «стороной государственного контракта согласно Бюджетному кодексу РФ в отличие от ГК РФ (статьи 526, 763) выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а также муниципальное образование. Государственный заказчик выступает представителем государства или муниципального образования».

Ссылаясь в обоснование своего утверждения на нормы главы 5 ГК РФ (статьи 124, 125), Л. В. Андреева Л. И. 54-32-08 утверждает, что «государственные заказчики, заключая государственные контракты, действуют не в собственных, а в государственных интересах. Сами они не имеют денежных средств, необходимых для финансирования государственных контрактов. Оплата поставленных продукции по государственному контракту, выполненной работы или оказанной услуги рассматривается в качестве обязательства соответствующего бюджета и осуществляется в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Более того, изменение и прекращение государственного контракта, согласно Федеральному закону о поставках продукции для государственных нужд, может осуществляться только по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, государственные заказчики не обладают соответствующими полномочиями для выступления в качестве самостоятельной стороны в государственных контрактах, а являются, по существу, представителями государства или муниципального образования».

Проблема несоответствия терминологии Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации действительно существует. Следствием ее является, в частности, неопределенность статуса государственного заказчика в договорных отношениях. По мнению З. И. Носовой, не может быть противоречия в том, что заказчик всегда действует в публичных интересах. Несоответствие двух законодательных определений, по ее мнению, проявляется в том, что по правилам Бюджетного кодекса и главы 5 ГК РФ госзаказчик выступает не от собственного имени, а от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, а по правилам параграфа 4 главы 30 ГК РФ и федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд, о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, конкурсах на размещение заказов на поставку – от своего имени.

Правоведы все чаще задаются вопросом, в чьих интересах – публично-правового образования или его юридического лица (финансируемого им учреждения) – возникло то или иное гражданское (чаще всего, договорное) правоотношение и, соответственно, в состав какого имущества – непосредственно государственного или имущества этого юридического лица – включается результат товарообмена (полученные деньги, вещи, результаты работы или услуги, права и обязанности и т. д.).

Так, в соответствии с федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О государственном оборонном заказе» в роли государственного заказчика выступают федеральные органы исполнительной власти. Однако соответствующие договоры направлены на удовлетворение тех или иных общегосударственных нужд, а не конкретных нужд названных органов власти. Поэтому их стороной – покупателем товаров (и, соответственно, субъектом ответственности за нарушение обязательств) в действительности является непосредственно публично-правовое образование в целом ( в данном случае – Российская Федерация), а не тот или иной орган власти.

Вместе с тем государственным заказчиком по договору поставки для государственных нужд может стать и казенное предприятие или государственное учреждение как самостоятельное юридическое лицо, удовлетворяющее собственные нужды в соответствующих товарах. В таком случае данное юридическое лицо становиться и формальной и фактической стороной договора и субъектом ответственности за нарушение его условий (при субсидиарной ответственности государства на основании п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК РФ).

При поставке товаров для государственных нужд могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей.

Страницы: 1 2 3

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player