Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Органы контроля и надзора за рынком ценных бумаг в промышленно развитых странах

Органы контроля и надзора за рынком ценных бумаг в промышленно развитых странах в основном стали создаваться после мирового кризиса 1929—1933 гг., обусловившего необходимость жесткого регулирования рынка ценных бумаг и создания государственных органов контроля. Были организованы специальные органы регулирования в виде комиссий по ценным бумагам и биржам. В ряде стран функции госрегулирования были переданы либо министерствам финансов, либо местным органам власти.

США. Для проведения в жизнь законодательства в 1933—1934 гг. в США была образована Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) — независимый надзорный орган по контролю над выпусками и обращением ценных бумаг. Руководство SEC состоит из пяти членов, из которых к одной партии могут принадлежать не более трех. Руководители назначаются президентом США и утверждаются сенатом на пятилетний срок. Состав SEC ежегодно должен обновляться по мере истечения срока полномочий кого-либо из членов.

К полномочиям SEC относятся: регистрация фирм-эмитентов, брокеров, дилеров, консультантов по ценным бумагам; регулирование деятельности профессиональных участников рынка; регулирование торговли ценными бумагами в биржевом и внебиржевом оборотах; надзор за деятельностью инвестиционных фондов всех видов; установление порядка регистрации и публикации информации по всем видам ценных бумаг, котирующихся и обращающихся на национальных фондовых биржах; расследование случаев мошенничества, махинаций и иных противозаконных действий на рынке ценных бумаг; наложение административных санкций.

В области нормотворчества Конгресс США делегировал SEC право издавать юридические акты, по статусу приравниваемые к законам. Она может самостоятельно расследовать случаи нарушения действующих законов и в зависимости от обстоятельств налагать взыскания, инициировать заведение гражданских дел либо передавать материалы в Министерство юстиции, которое решает вопрос о возбуждении уголовных дел.

Ни федеральные законы, ни законы штатов не содержат юридического определения инсайдеров и инсайдерской торговли. Правда, в Законе о торговле ценными бумагами содержатся их характерные признаки. Инсайдеры — лица, имеющие особые обязательства перед биржами и надзорным органом по раскрытию информации.

Каждое лицо — владелец более 10% ценных бумаг компании, зарегистрированной в SEC, каждый председатель совета директоров и председатель правления компании, бумаги которой подлежат регистрации, подотчетны SEC и руководству биржи. Не позднее чем через 10 дней по истечении месяца, в котором произошли изменения в размерах пакета контролируемых акций и структуре всего портфеля по владельцам, они обязаны информировать об этих фактах SEC и биржу. Через специальный банк данных и деловую прессу эти сведения становятся открытыми для общественности.

В отношении инсайдеров установлены ограничения в торговле ценными бумагами. Служащие компании-эмитента, проводившие операции с ценными бумагами, в течение шести месяцев обязаны перечислить своей компании всю полученную прибыль; факт использования в торговле недоступной публике информации значения не имеет.

Фактом наличия нераскрытой информации признается ее недоступность публике и существенность ее содержания. Обеспечение доступности через средства массовой информации требует известного периода ожидания, в течение которого сделки проводить не рекомендуется. Рекомендуется воздерживаться от сделок в течение не менее 24 часов с момента опубликования сведений. Под содержательной стороной подразумевается то, что, будучи учтенной благонадежным инвестором в своих инвестиционных планах, эта информация могла бы повлиять на курс ценной бумаги.

К нераскрытой относится информация об изменениях в планируемых выплатах дивидендов, корректировках объемов продаж, переговорах, слияниях и поглощениях, изменениях в составе управления компании, освоении новых производств, изменениях акционерного капитала.

Органы надзора фондовых бирж обеспечивают нормальную работу во время биржевых сессий, устанавливают правила приобретения мест на бирже и котировок ценных бумаг, а также налагают штрафы на участников рынка, нарушающих регламент. Эти функции за ними закреплены законодательно; когда принимаемых мер оказывается недостаточно, то в дело вмешивается SEC.

Деятельности органов надзора фондовых бирж помогают электронные регистраторы текущих сделок, объединенные в общенациональную сеть. Выявление сомнительных операций в значительной мере компьютеризировано; в системе электронных торгов NASDAQ принимают участие 50 контролеров, использующих 40 специальных электронных продуктов для отслеживания сомнительных операций. В случаях отказа автоматизированных приемов надзора контролеры NASDAQ проводят дополнительные расследования, запрашивая необходимые сведения непосредственно у контрагентов по сделкам. Ежегодно им приходится заниматься многими тысячами случаев установления злоупотреблений; примерно в 250 из них выносятся решения о наложении штрафа или аннулировании лицензии. В наиболее тяжелых случаях привлекается SEC.

Япония. В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществляется как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.

В 1948 г. по образцу SEC США была образована Комиссия по ценным бумагам Японии. По окончании оккупации в 1951 г. она была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли к Министерству финансов, так как американская концепция независимости Комиссии, стоящей вне политики, в японских условиях

Не была оценена.

Министерство финансов самым тесным образом связано с частным бизнесом. По традиции в Японии государственный чиновник по достижении им пенсионного возраста (55 лет) получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении.

Существует непосредственная связь между Министерством финансов и сообществом брокерских фирм. Численность сотрудников в Управлении ценных бумаг Министерства финансов Японии невелико — всего 150 человек.

При Министерстве финансов создан совещательный орган — Совет по ценным бумагам и биржам. В его состав входят 20 специалистов, связанных с индустрией ценных бумаг. Совет назначается министерством на два года. В функции Совета входит подготовка рекомендаций для Министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам.

В июле 1992 г. после кризиса на фондовом рынке Японии (1990— 1991 гг.), выявившего серьезные злоупотребления, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации, была основана новая Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от SEC японская Комиссия — аффилированное учреждение Министерства финансов, которое по-прежнему выполняет надзорные функции, т. е. участвует в регулировании рынка. Кроме того, в рамках министерства действует биржа по финансам, которая регулирует деятельность участников рынка и сам рынок.

В 1994 г. Министерство финансов разрешило самым крупным коммерческим (городским) банкам учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (без права совершать сделки с акциями и производными от них ценными бумагами).

Франция. Функции регулирования фондового рынка во Франции возложены на Министерство финансов. Однако основную работу осуществляют специальные организации. Так, зашита интересов инвесторов возложена на Комиссию по биржевым операциям (Co-mission des Operations de Bourse, COB), созданную в 1967 г., по функциям напоминающую SEC США. Руководит ею правление из девяти членов. Комиссия контролирует соблюдение стандартов раскрытия информации эмитентами и использование инсайдерской информации. В случае нарушения установленных правил Комиссия вправе направлять материалы в прокуратуру или применять собственные санкции, в частности налагать штрафы.

Комиссия выдает лицензии на создание инвестиционных компаний (взаимных фондов SICAV), на управление портфелями ценных бумаг, расследует жалобы, поступающие от инвесторов. Она вправе запретить или отменить листинг той или иной ценной бумаги.

В соответствии с Законом о фондовых биржах (1988 г.) общий надзор за деятельностью брокерских компаний осуществляет Совет фондовых бирж, он же выполняет функции основной саморегулируемой организации Франции подобно Совету по ценным бумагам и инвестициям Великобритании. В его состав входят 12 человек, 10 из них избираются от брокерских фирм, один представляет листинговые компании, один — служащих фирм — членов Совета фондовых бирж.

Совет лицензирует компании, имитирующие ценные бумаги, и разрабатывает Генеральный регламент — правила, касающиеся операций с ценными бумагами, свод которых утверждает Министерство финансов.

Страницы: 1 2

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player