Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Аттестация специалистов аудита в России

Наиболее существенными критериями допуска к аттестации являются образование и опыт работы. Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" к аттестации допускаются лица, имеющие юридическое образование. Опыт показывает, что эта норма практически не действует. Ведь аудиторство – это прежде всего экономический вид деятельности, и мы считали бы целесообразным исключить допущение лиц, имеющих юридическое образование, к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью.

Согласно Указу N 2263 и Положению об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) 29.09.98 г., протокол N 4, к аттестации могут быть допущены лица, имеющие среднее специальное образование. Сегодня назрела необходимость ужесточить требования к образованию по ряду причин. Прежде всего изменились роль и функции аудиторской и бухгалтерской служб. Посредством аудиторской деятельности реализуется возможность привлечения инвестиций, осуществляются финансово-бухгалтерская диагностика, инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. Бухгалтерская служба в современных условиях часто принимает решения в сфере финансирования, ценообразования, анализа, бизнес-планирования, участвует в подготовке управленческих решений, выполняет контрольные функции.

Только специалисты высшей квалификации, т. е. специалисты с высшим специальным образованием, могут обеспечить реальное выполнение указанных сложных задач.

Так как аудиторы и профессиональные бухгалтеры должны обладать специальными знаниями, навыками и опытом работы по специальности, то, по нашему мнению, руководитель организации не может быть допущен к аттестации.

Указом N 2263 к аттестации допускаются лица, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет из последних пяти. Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров предусмотрен стаж работы по специальности не менее 5 лет по совокупности. Однако, именно в последние 5-8 лет в России сложилось новое бухгалтерское мышление, сформировалась принципиально новая бухгалтерская философия, а потому только опыт работы, приобретенный за последние 5 лет, может служить основанием допуска претендента к аттестации.

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, на наш взгляд, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно-методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Так, в УМЦ Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева по программам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК Минфина России) и ИПБ разработаны и изданы учебно-методические пособия по изучению дисциплин "Аудит", "Управленческий учет", "Экономический анализ", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности". Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса.

Представляется, что подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

Утвержденные программы;

Учебники по каждой дисциплине и их компьютерные версии;

Учебно-методические пособия;

"кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);

Задания для самостоятельной работы;

Методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.03.02 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", которое вступило в силу 4 апреля 2002 г. Постановлением утверждено новое Положение о лицензировании аудиторской деятельности, в котором предусмотрено предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов). Таким образом, решена проблема, связанная с прекращением с сентября 2001 г. Банком России выдачи лицензий на осуществление аудита кредитных организаций. В Положении определены обновленные лицензионные требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при осуществлении аудиторской деятельности, более четко описаны процедуры контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Так, лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности, основанием для чего являются:

А) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

Б) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

В) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

Г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы с соблюдением в ходе контрольных мероприятий органом регулирования требований ст.8 "Аудиторская тайна" Закона N 119-ФЗ. Программа, срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок.

В соответствии с постановлением N 190 Минфином России издан приказ от 1.04.02 г. N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности" и выпущены приказы Минфина России от 10.04.02 г. N 70, от 20.05.02 г. N 98 и от 25.06.02 г. N 123 на предоставление права и единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности 1046 лицензиатам.

Страницы: 1 2

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player