Социальный проект Сreditsvit.com.ua предлагает ознакомиться с бесплатными идея для своего дела.
От партнеров

Реклама

Андеррайтинг

При размещении ценных бумаг нового выпуска промышленные компании обычно прибегают к услугам профессиональных посредников: финансовых консультантов, организаторов размещений (лид-менеджеров), андеррайтеров. Когда говорят об андеррайтинге как способе размещения ценных бумаг, чаще всего имеют в виду участие в процессе размещения профессионального участника фондового рынка, принявшего на себя обязанность разместить ценные бумаги эмитента. Это, однако, не исключает участия в данном процессе посредников, выполняющих иные функции. Общая схема размещения корпоративных облигаций на бирже показана на рисунке 5.8.

Состав посредников при размещении облигационных займов и их функции зависят от объема выпуска и от того, какой категории инвесторов предназначены ценные бумаги. Если выпуск небольшой, для успешного его размещения бывает достаточно одного-двух андеррайтеров. Для размещения крупных займов, особенно на зарубежных рынках, формируется группа компаний, в которую могут войти ведущий менеджер (организатор), один-два совместных ведущих менеджера (со-менеджеры) либо синдикат андеррайтеров.

Организатором размещения является ведущий менеджер, в роли которого выступает инвестиционный банк или инвестиционная компания. Это своего рода прораб операции размещения. Функции ведущего менеджера:

· оказывает консультационную поддержку эмитенту на стадии подготовки к размещению займа (конструирование выпуска, регистрация в государственных органах, маркетинговые исследования);

· осуществляет оценку компании, ее перспективы и место на рынке капиталов (сравнение с компаниями одной отрасли, оценка будущих денежных потоков, объемов реализации, финансовой стабильности и других показателей, характеризующих способность заемщика расплачиваться по своим долгам);

· организует информационное продвижение облигационного займа, разрабатывает основные направления коммуникативной компании;

· представляет бирже документацию, необходимую для проведения аукциона по размещению займа и включения ценных бумаг в биржевой листинг;

· организует синдицирование (синдикат андеррайтеров) и размещение;

· вместе с синдикатом андеррайтеров может гарантировать размещение всего выпуска;

· может обеспечивать обслуживание ценных бумаг начиная с момента выведения их на рынок, т. е. может выступать платежным агентом по выплате купонов и погашению облигаций;

· может выступать маркет-мейкером для поддержания ликвидности рынка облигаций.

 

 

Рисунок 5.8. Схема размещения облигационного займа на бирже

Андеррайтер (эмиссионный синдикат) от своего имени или от имени эмитента продает ценные бумаги, аккумулируя денежные средства от их продажи, которые затем в установленные договором сроки передает эмитенту. Андеррайтер участвует в размещении ценных бумаг на основе договора комиссии, агентского договора или договора поручения.

Рынок услуг по размещению облигационных займов в России находится в начальной стадии развития, так же как и сам рынок корпоративных облигаций. Но уже сегодня в этой сфере работает около 30 банков и инвестиционных компаний, которые не только помогают эмитентам разместить облигации на первичном рынке, но и, что очень важно, формируют ликвидный вторичный рынок.

Вторичный рынок ценных бумаг, выпускаемых Министерством финансов РФ и Центробанком, целиком локализован на ММВБ. Большинство выпусков субфедеральных и муниципальных облигаций котируются на ММВБ и СПВБ (Санкт-Петербургской валютной бирже), что в целом соответствует положению двух крупнейших эмитентов –

Москвы и Санкт-Петербурга – на рынке долговых инструментов (рисунок 5.9). В свое время, когда программа долгового заимствования Санкт-Петербурга обеспечивала высокие обороты и ликвидность рынка, на СПВБ пришли многие региональные эмитенты, и эта биржа по торговому обороту субфедеральных и муниципальных облигаций была ведущей в стране. Однако с конца 2012 г. лидирующие позиции в этом секторе фондового рынка постепенно перешли к ММВБ, и в апреле 2012 г. на московскую биржу уже приходилось 67% торгового оборота субфедеральных и муниципальных облигаций.


Смещение лидирующих позиций в сторону ММВБ вполне закономерно. Помимо того, что здесь сосредоточена торговля ценными бумагами РФ, на Московской валютной бирже сформировался достаточно большой и уже претендующий на ликвидность рынок корпоративных облигаций. В результате субфедеральные эмитенты стали также ориентироваться на ММВБ. Видимо, эта тенденция продолжится и дальше, постепенно превращая ММВБ в единственную общенациональную биржу.

Динамика торгового оборота в разных сегментах российского фондового рынка в 2012-2012 гг. показана на рисунке 5.10. Как видим, наибольшие темпы роста имели корпоративные облигации. Примерно такими же темпами рос рынок муниципальных и субфедеральных облигаций.

Что касается структуры вторичного рынка, то в последнее время, с активизацией рынка корпоративных и муниципальных долгов, соотношение разных сегментов фондового рынка приближается к наблюдаемому в странах с развитым рынком ценных бумаг.


Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Информационный портал «Свой бизнес» | Как открыть свой бизнес Young. Описание открытия сотен видов бизнеса. | Статьи партнёров
Get Adobe Flash player